Рейтинг@Mail.ru
Культурные деньги - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Культурные деньги

Читать ria.ru в
Должно ли Министерство культуры вмешиваться в творчество коллективов, финансируемых государством, задается вопросом Анастасия Мельникова.

Анастасия Мельникова, обозреватель МИА "Россия сегодня"

Театральный мир взбудоражен слухами о возможном возвращении цензуры. Что-то в воздухе витает. Или уже не витает, а давит? И ситуация с "Тангейзером", и скандальная история вокруг "Золотой маски" не добавляет творческим людям оптимизма.

Министр культуры РФ Владимир Мединский, архивное фото
Мединский заявил, что не обращает внимание на петиции за его отставку
Казалось бы, лично Владимир Мединский не давал повода обвинять его в давлении на творцов (если только на "Тангейзер", но сейчас не об этом). Напротив, он неоднократно уверял театральных деятелей, что "никакого возвращения к предпросмотрам, никакого навязывания худсоветов не будет — свобода творчества не ставится под сомнение". Также Мединский рассказывал, что в министерстве разрабатывают некую новую систему бюджетной поддержки театров. До конца этого года ее представят для обсуждения в профессиональном сообществе.

Но недавние заявление Минкульта об "упрямом высокомерии" директора Новосибирского оперного театра Бориса Мездрича или резкие высказывания в адрес уважаемого в театральном мире фестиваля "Золотая маска" мир искусства запомнил. Уловил, как это еще недавно было принято говорить, сигналы.

Такие разные культурные ведомства

Общественная дискуссия о том, может ли Минкульт вмешиваться в творческий процесс, возобновилась и усилилась. А должно ли вообще государство финансировать театры и кинопроизводство?

В США, к примеру, вообще нет министерства культуры, но там оказывается помощь библиотекам и музеям. Театральная деятельность в основном проектная, постановки финансируются благотворительными фондами и меценатами. Во Франции же государство активно участвует в формировании культурной среды, поддерживая развитие национального искусства в стране и продвижение его за рубежом. В Великобритании часть финансирования на культуру поступает от национальной лотереи, так же, как и в Финляндии (там еще используются и отчисления из букмекерских контор).

В европейских странах обычно действует правило невмешательства государства в творческие процессы. Пожалуй, только финансирование отдельных проектов или акций – это все-таки некое влияние на формирование культурной среды, пусть не прямое, но косвенное.

На этом фоне, кстати, российское министерство культуры многие годы выделяется и постоянной поддержкой репертуарных театров, и финансированием новых, совсем молодых коллективов, и модернизацией существующих. Но рано или поздно любое министерство найдется, за что критиковать.

О Минкульте, госфинансировании и возможной цензуре

Станислав Говорухин. Архивное фото
Говорухин заявил, что считает работу Минкультуры продуктивной
Председатель Комитета Госдумы по культуре Станислав Говорухин считает необоснованной критику в адрес министерства культуры РФ. Напомню, ранее некоторые СМИ сообщили, что именно в Госдуме критиковали и Минкульт, и Владимира Мединского, посчитав совместную с ведомством работу малоэффективной (это была депутат и оперная певица Мария Максакова).

Однако у председателя думского комитета претензий к министерству нет: "Минкультуры представляет из себя огромную организацию со всякими подразделениями, конечно, должны быть проверки, которые выявляют нарушения. Но хочу отметить, что мы очень тесно и плодотворно работаем с Владимиром Мединским, чего не было с другими министрами", — сказал Говорухин.

Художественный руководитель Московского губернского театра Сергей Безруков рассказал нам, что в творческий процесс его театра государство никак не вмешивается. Финансовая помощь поступает от правительства Московской области и меценатов.

"Конечно, для меня, как для любого художника, очевидно, что никто не имеет права вмешиваться в творческий процесс", — считает народный артист России. По мнению Сергея Безрукова, в России часто бывают "перегибы на местах", это свойство российского менталитета – склонность впадать в крайности.

"И если так вот решить: "государство имеет право вмешиваться", — то очень быстро, молниеносно наступит время тотальной цензуры и охоты на ведьм. И от этого пострадают многие отдельные художники и коллективы".

Хотя, по словам Сергея Безрукова, есть в театральном искусстве модные тренды, которые лично ему чужды, "потому что являются разрушительными, и странно, что государство так долго не просто закрывало глаза на их существование, но и щедро финансировало". Однако поддерживать театр необходимо, "ведь если это действительно Театр, искусство, а не зрелище на потребу толпы, то он не выживет — театр не может быть самоокупаемым".

В парламентской фракции КПРФ также считают, что государство должно поддерживать театры – и ведущие традиционные, и новые молодые коллективы, так как зависимость творчества от коммерции может быть пагубнее, чем зависимость от государства. При этом, по мнению Александра Ющенко, пресс-секретаря фракции и члена комитета Госдумы по информационной политике, Министерство культуры не должны грубо вмешиваться в творческий процесс. Но — если речь не идет о нарушении общечеловеческих норм (это, по мнению депутата – "глумление над классикой, использование ненормативной лексики, сценическая порнография, русофобия"). В этом случае, считает Ющенко, у государства есть право не репрессивно, но прямо и публично указать на недопустимость таких явлений на сцене.

При финансировании театров из бюджета у чиновников появляется "соблазн чиновного восторга: я даю деньги, я решаю, что показывать, что запрещать", считает писатель, член совета по культуре при президенте РФ Александр Архангельский.

Борис Мездрич на вручении премии им. К.С.Станиславского. Архивное фото
Последствия "Тангейзера": раскол в сообществе и дебаты о цензуре
"А вот не так. Во-первых, деньги не твои, а наши. Это наш бюджет, граждан. А ты всего лишь грамотный распорядитель. Во-вторых, в государстве, которое в неизменяемой части конституции прописывает запрет на единую идеологию, политический диктат министерства, на основе симпатий или антипатий, взглядов начальства и прочего — без попрания основного закона невозможен", — говорит Архангельский.

По мнению Александра Архангельского, должно действовать другое правило: решают эксперты, а министерство следит, чтобы общество получало разные ответы на разные запросы, чтобы было место и традиционному, и авангардному, и городскому, и сельскому: "не дело министерства искусственно придавливать одно из направлений в угоду своим представлениям о прекрасном. Нужно ли лезть в "Золотую маску", чтобы установить процентную норму побед? Ни в коем случае.

Оставьте работающий сильный фестиваль в покое. А если нужно уравновесить ситуацию, помогите организационно другому фестивалю — с другими экспертами. И пусть честно конкурируют".

Кирилл Крок, директор Государственного Академического театра имени Евгения Вахтангова, убежден, что одно из главных культурных завоеваний России – это репертуарный театр. "Где бы мы ни были, актеры (американцы, немцы, французы) нам говорят, что завидуют, что у нас есть театр, стабильная зарплата, где у артистов есть возможность участвовать в разных постановках с разными режиссерами". В деятельность Театра им. Вахтангова Министерство культуры, по его словам, не вмешивалось и "не будет вмешиваться, это подчеркивал министр [Владимир Мединский] во многих выступлениях".

Что же касается возможной цензуры, которой так опасаются театральные деятели, то "кто-то считает, что должна быть самоцензура, самоограничение". Кирилл Крок заметил, что когда у художника есть ограничения, то начинает работать фантазия, осмысление этой ситуации. "Когда все можно – редко случается искусство", — говорит директор Театра имени Евгения Вахтангова.

"К примеру, спектакли великих Товстоногова, Любимова, Эфроса — они всегда делались через запрет, когда надо было сказать то, что нельзя было сказать в открытую, и начинала работать режиссерская фантазия, полет мысли, философии. В нашей жизни так всегда…".

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала