Рейтинг@Mail.ru
Дорога к храму: из жизни Церкви в российской глубинке - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Дорога к храму: из жизни Церкви в российской глубинке

© Fotolia / Shchipkova ElenaПейзаж с церковью. Россия
Пейзаж с церковью. Россия
Читать ria.ru в
Должно ли мнение обычных жителей влиять на светские и духовные власти при принятии решений, касающихся церковного обустройства? Михаил Демурин считает, что должно.

Михаил Демурин, для МИА "Россия сегодня"

К расположенному по соседству монастырю, наконец, проложили дорогу. В прошлом году она была грунтовой, и это было хорошо. Во всяком случае, — органично окружающей действительности. В этом году её покрыли асфальтом.

Установка нового креста на храме в Бибирево
Ресин: более 550 новых храмов может быть построено в Москве
"Вот такие чудеса, Михаил Васильевич", — сказал мне несколько смущённый настоятель, когда я приехал в монастырь помочь косить траву. Он как бы почувствовал, как тревожно ёкнуло моё сердце, когда, подъезжая, я увидел завершающую работу дорожную бригаду. Видимо, он и сам не мог не думать о том, как воспримут это новшество в окрестных деревнях, к большинству из которых, как и раньше к монастырю, ведут разбитые просёлки.

В позапрошлом году ближайшую дорогу между двумя более или менее крупными поселениями заасфальтировали наполовину. В прошлом году работы продолжены не были, а в конце июня деревенский люд вдруг заговорил о том, что асфальт по шоссе будут класть и дальше.

"Ничего они для нас делать не будут, а вот в монастырь дорогу сделают", — сказал на это один из деревенских старожилов.

Примечательный, кстати говоря, персонаж. В прошлом сварщик высшего разряда, переехал сюда, выйдя на пенсию. В деревне, куда он и раньше приезжал с женой к её родителям, он так же на месте, как был в городе: пашет, сеет, косит, строит, собирает грибы и ягоды, болеет душой за нещадно вырубаемый лес и всё более зарастающие бурьяном поля. К тому же любитель чтения. Помню, как беспощадно он "разделался" с взятым у меня "Утраченным символом" Дэна Брауна. Мол, Браун повторяется, те же ходы, как и в "Коде да Винчи", да и словарь у него однотипен. В ответ на просьбу дать ему "что-то о другом мире, о жизни после смерти, типа "Розы мира" Даниила Андреева" унёс Эммануэля Сведенборга, проглотил за ночь, вернул довольный. Сказал, что это то, чего ему не хватало "для полноты его собственной картины жизни и смерти".

Один из восстанавливаемых русских монастырей – Свято-Покровский Добрый
В канун Пасхи Христовой
Предлагал я ему и православную литературу, причём действительно интересную, но он читать категорически отказался. Не верю, говорит, "этим попам", они, в отличие от Христа, всегда при власти, а не с простым народом. Почему он считает, что "наши попы", к которым он, видимо, относит и богословов, дальше от простого народа, чем Сведенборг? Наверное, все же, дело в строгости подхода: с наших спрос другой.

Увидев ведущий в монастырь асфальт, я сразу о нём и подумал. Потом о его жене, ещё большей труженице, потом — о ещё одном односельчанине, потом о четвёртом, о пятом… Никто из них новой асфальтовой дороге в монастырь не обрадуется. И прокомментируют они это соответствующим образом. Примерно такой же, уверен, будет и реакция подавляющего большинства жителей других окрестных деревень.

Должно ли их мнение влиять на светские и духовные власти при принятии решений, касающихся церковного обустройства? На мой взгляд, должно. Но не влияет.

А ведь ещё святой апостол Павел, рассуждая о том, какими качествами должен обладать епископ, писал: "Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую" (1-е Тим., 3:7). Именно от "внешних", а не от своих прихожан, не от членов церкви. Такое доброе свидетельство должен иметь и патриарх, и простой сельский священник.

Да он, сельский священник, и хочет его иметь, не может не хотеть, даже если и справедливо утверждает, что служит в первую очередь Богу, а не людям. Хочет он этого в душе, а реальная жизнь с реальными проблемами подталкивает его на так называемый прагматизм: дают — бери.

У меня нет сомнения, что ни за кем наш настоятель не бегал ради этой дороги, никого не упрашивал. Проложили грунтовку, позволяющую доехать до монастыря даже в самую весеннюю и осеннюю распутицу, — и слава Богу. Но вот кому-то в местной власти захотелось показать, какой он "православный": асфальт в монастырь в первую очередь, а в деревни — потом. Настоятель просто не мог не согласиться: его не поняли бы ни церковные начальники, ни начальники административные.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Архивное фото
Патриарх: православные сегодня переживают трудности, как в период гонений
То, что такой подход разрушителен для взаимоотношений клира и рядовых членов церкви, клира и всего народа, понятно. То, что он ещё более разрушителен для отношения народа к власти, существующей в виде конкретных чиновников, тем более. Да этих "православных" чиновников простые верующие и в церкви-то никогда по-настоящему (не на воскресной литургии, а на всенощной в субботу) и не видят!

К сожалению, жизнь даёт новые и новые свидетельства того, что ни власть, ни церковная иерархия всего этого принимать во внимание не считают нужным. И это печально, если не сказать трагично.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала