Генетика не поможет найти корни индоевропейских языков, считает ученый - РИА Новости, 11.03.2015

Генетика не поможет найти корни индоевропейских языков, считает ученый

© R. Bouckaert, P. Lemey, M. Dunn., S.J. Greenhill, A.V. Alekseyenko, A.J. Drummond, R.D. Gray, M.A. Suchard, Q.D AtkinsonТак распространялись языки из индо-европейской семьи по Европе и Азии в представлении авторов статьи
Французский лингвист Жан-Пьер Леве считает, что набирающие популярность сегодня среди лингвистов и историков генетико-биологические подходы к проблеме поиска корней индоевропейских языков не помогут нам прояснить, возникли ли языки Европы и Азии в российских или казахских степях Прикаспия или же в турецкой Анатолии.

МОСКВА, 11 мар – РИА Новости. Французский лингвист Жан-Пьер Леве считает, что набирающие популярность сегодня среди лингвистов и историков генетико-биологические подходы к проблеме поиска корней индоевропейских языков не помогут нам прояснить, возникли ли языки Европы и Азии в российских или казахских степях Прикаспия или же в турецкой Анатолии, сообщает французское издание Atlantico.

"Генетика, как мне кажется, больше подходит для поисков самых общих корней крупных языковых макросемей и предыстории появления индоевропейского и протоиндоевропейского языка, чем для изучения того, как он развивался и распространялся. Народы, которые сегодня говорят на языках этой семьи, возникли в результате интенсивных миграций и межплеменного скрещивания", — заявил Леве, работающий сегодня в университете Лиможа (Франция).

Сегодня большинство лингвистов и историков признает две наиболее общепринятых гипотезы происхождения индоевропейской языковой семьи — "анатолийской" и "каспийской". Согласно первой из них, общий предок индоевропейских языков возник на территории современной Турции, в Анатолии, тогда как вторая переносит родину этой языковой семьи в прикаспийские степи. Обе гипотезы поддерживаются множеством аргументов, однако ни одна из них так и не получила повсеместного признания.

В последние годы справедливость этих версий ученые пытаются доказать не только при помощи лингвистических и исторических методов, но и при помощи приемов из биологии и других естественных наук. К примеру, в августе 2012 года в журнале Science было опубликовано исследование, авторы которого представили индоевропейские языки в качестве своеобразных "вирусов", источником которых, по расчетам ученых, была Анатолия.

К противоположным выводам пришла группа ученых под руководством знаменитого генетика Дэвида Рейча (David Reich), чье исследование было обнародовано в начале марта 2015 года. Изучив образцы ДНК древних жителей Европы, Рейч и его коллеги пришли к выводу, что их прародиной было междуречье Дона и Волги, где проживали племена так называемой Ямной культуры во время медного века.

Как считает Леве, такие исследования безусловно интересны, но к ним нужно относиться крайне осторожно с лингвистической точки зрения. По его мнению, генетические данные, как и археологические памятники, не могут служить главным доказательством в пользу справедливости одной из этих двух теорий, и их правоту все же должны оценивать лингвисты, а не генетики или историки.