Землетрясение века может произойти в Бангладеш, предупреждают ученые - РИА Новости, 12.07.2016

Землетрясение века может произойти в Бангладеш, предупреждают ученые

© REUTERS / Andrew BirajСпасатель работает на месте обрушения здания в пригороде столицы Бангладеш Дакки
Смещение тектонических плит может привести к мегаземлетрясению, под угрозой оказываются 140 миллионов человек.

МОСКВА, 12 июл – РИА Новости. На границе между Индией, Бангладеш и Мьянмой находится особо крупная зона тектонического напряжения, разрушение которой вызовет потенциально самое мощное землетрясение за последнее столетие или даже тысячелетие, заявляют сейсмологи в статье, опубликованной в журнале Nature Geoscience.

Последствия землетрясения в Эквадоре 16 апреля 2016
Крупные землетрясения в мире в 2015-2016 годах
"Бангладеш перенаселен во всех смыслах этого слова. Все нефтяные и газовые вышки, предприятия тяжелой промышленности, электростанции расположены рядом с потенциальными эпицентрами землетрясений, и все они будут разрушены при первых сильных толчках. Дакка, столица страны, переживет такие масштабы разрушений и превратится в такой ад, что она, скорее всего, будет полностью покинута населением", — заявил Сайед Ахтер из университета Дакки.

Ахтер и его коллеги выяснили, что всему югу Азии угрожает масштабная природная катастрофа, изучая смещение пород Земли в районе Гималайских гор, где сейчас сталкиваются три крупных тектонических плиты – Зондская, Евразийская и Индо-Австралийская.

Используя данные наземных датчиков GPS, спутниковые снимки и информацию с радаров геодезических самолетов, сейсмологи обнаружили, что Индо-Австралийская плита, вопреки мнению некоторых геологов, погружается под Евразийскую плиту с восточной стороны со скоростью 30-40 миллиметров в год, что гораздо выше ожидаемого. При этом плиты движутся в противоположном направлении: Евразийская плита — на юго-запад, а Индо-Австралийская – на северо-восток.

Извержение вулкана Пуеуэ, Чили. 6 июня 2011
Ученые выяснили, как кора Земли раскололась на плиты в древности

Это создает на границе Индии, Бангладеш и Мьянмы особую зону тектонического напряжения — раньше подобные зоны находили только на дне океана, где сталкиваются крупные литосферные плиты. Накопление в разломе потенциальной энергии в результате давления индийской плиты снизу на евразийскую может привести к мегаземлетрясению.

Как правило, чем дольше накапливается энергия в таких разломах, тем сильнее будет землетрясение. В случае с зоной, найденной Ахтером и его коллегами, этот процесс длился свыше 400 лет. Это грозит землетрясением магнитудой 8,2 или даже выше 9 пунктов. При этом плиты, по расчетам ученых, могут подпрыгнуть на 5,5 метра.

Землетрясение в СШАВероятностная карта землетрясений в Калифорнии. Красным отмечены три наиболее вероятных точки мощнейших толчковПоследствия землетрясения в Спитаке, Армения
Ученые: шансы на мощное землетрясение в Калифорнии недооценивались

Линии разлома, по словам ученых, проходят через долины рек Брахмапутра и Ганг на площади в 250 на 250 километров, под угрозой оказываются Дакка и еще ряд крупных городов в Бангладеш и Индии, по расчетам Ахтера и его коллег — более 140 миллионов человек.

Пока непонятно, когда произойдет этот катаклизм – он может случиться как в ближайшее время, так и через 500 или даже более лет. Ученые планируют совершить экспедицию к одному из тектонических разломов и изучить его при помощи радаров, чтобы дать более точный прогноз и оценить опасность для жителей региона.